Программа Грин-Карт для Инвесторов - EB-5 – по крайней мере в том виде в котором мы все ее знаем – достигла своего поворотного момента. От того какие меры будут предприниматься правительством в ближайшие пару месяцев будет зависеть будущее программы.

Глобальные перемены произошли месяц назад, когда Иммиграционный Департамент выпустил отчет, где сообщается о том, что лист ожидания иммиграционных виз для китайских инвесторов уже получивших добро от Иммиграционной Службы для их инвестиционных проектов по программе ЕВ-5, вероятно вскоре будет превышать 10 лет. Официальный документ с печатью правительства США подтверждающий наихудшие опасения инвесторов, что срок ожидания будет превышать 10 лет, предсказывает сомнительное будущее для китайского рынка инвесторов в EB-5.

Конечно программа может выжить, если региональные центры и девелоперы проектов будут фокусироваться на иммигрантах-инвесторах из Индии, Вьетнама, Дубая, Бразилии и других альтернативных рынках. Тем не менее амплитуда роста капитала по программе EB-5, а также амплитуда создания рабочих мест вследствие такого роста  - будет происходить в крайне малой степени. При этом определенно точно, что способность проектов EB-5 которые в данный момент уже вышли на рынок, собирать большие объемы инвестирования – от чего и зависит успех проекта – также будет преуменьшена.  

В соответствии с законом программа EB-5 должна быть не пассивным инвестиционным инструментом, а наоборот программой, где от инвестора требуется быть занятым в управлении бизнесом. Как же инвестору быть занятым в управлении инвестиционным предприятием, если он даже не сможет приехать в США в течение более чем 10-летнего периода – когда уже сам проект закончен и рабочие места созданы? Это представляет собой проблему для региональных центров EB-5, а также совершенно невозможно для тех EB-5 инвесторов, которые инвестируют напрямую.

Более того, Служба гражданства и иммиграции указала, что период, в течение которого инвестиция должна быть «под риском» еще 2 года с момента подачи документов на статус «условный резидент». Для китайских инвесторов это означает, что инвестиции должены находиться в работе и средства нельзя вынуть даже из законченных проектов на протяжении более чем 12 лет! Такой расширенный срок дает больше возможностей для всевозможных злоупотреблений и неправомерных действий, что приведет к провалам проектов либо мошенническим проектам.  За 10 лет почти любой проект уже будет завершен еще до того, как инвестор закончит требуемый период поддержания инвестиции. Это значит, что буквально в каждом случае, средства инвестора будут перенаправлены на другой проект. Инвестор не сможет даже провести проверку нового инвестиционного проекта в который переведуться его/ее деньги.  

Какие есть выходы из этой ситуации?

Самый главный выход: значительно увеличить количество доступных иммиграционных виз для инвесторов EB‑5 как части долгосрочного расширения самой программы – и это должно стать самым большим приоритетом для законотворчества сейчас.

Если будет принят закон о расширении программы EB-5, но не увеличит количества принимаемых инвестиций, нет реальной возможности, что эта проблема снова будет рассмотрена в ближайшем будущем: либо сейчас, либо очень нескоро.

Есть много косвенных способов чтобы решить эту проблему. Вот некоторые из них:

1.   Законодательно закрепить, что 10,000 EB-5 виз выделенных Конгрессом для участников программы значит “сами инвесторы”, а не члены их семей. Возможно это самая реальная  альтернатива, так как она уже включена в законопроект, представленный сенаторов.  Не многие в курсе, но в настоящее время каждый член семьи инвестора, въезжающий в страну, считаеться в сторону годовой квоты 10,000 виз. Так, если инвестор имеет супругу и 3 детей, то семья выбирает 5 виз из 10,000 квоты. Поэтому в результате за год США получет в среднем 3,000 инвесторов а не 10,000.

 

2.   Сокращение или исключение лотереи по розыгрышу гринкарт.

Около 50 000 виз в год разыгрываются в лотерею среди людей, которые не имеют особых навыков или семейных связей на основе географического принципа. Не секрет, что у этой программы есть множество значительных защитников. Но вопрос в том, что важнее: лотерея или люди, выполняющие работу в государственных интересах США, иммигранты с высокими навыками которые нужны американским работодателям, воссоединение семей, инвесторы, которые создают рабочие места и вливают финансы в экономику?

 

3.   Освобождение неиспользованных квот по визам для иммигрантов-профессионалов. Сейчас есть более 100 000 виз из прошлых лет, которые не были использованы. Некоторые или все эти визы могли бы быть переданы тем же иммигрантам с высокой квалификацией, иммигрантам по воссоединению семей, инвесторам, создающим рабочие места. И Сенат уже два раза проводил такие меры!

 

4.   Предоставление специальной иммиграционной категории инвесторам, которые инвестируют в проекты, которые возможно будут служить национальным интересам. Разнообразные специальные иммиграционные категории, которые исключены из иммигрантской квоты, уже есть в законах. Самая вероятная сфера, которая будет подходить под национальные интересы, это вложения в инфраструктуру США.

 

Если же ни одно из этих решений не будет выполнимо по политическим причинам, Конгрессу можно создавать новую категорию неиммиграционной визы – назовем ее виза W – для иностранцев с одобренной петицией EB-5 с целью прибытия в США – контроль за использованием своих инвестиций. Такая виза скорее всего не будет давать права работать в США, однако детям инвесторов будет дано право учиться здесь. Это решение уже имеет прецедент: Конгресс ранее уже создавал такие специальные категории виз, чтобы позволить супругам постоянных резидентов, ожидающих свои квоты, въезжать в США пока их квота находится в листе ожидания.

 

Ну а при худшем сценарии, если и законодательное решение не сработает, единственной опцией остается судебное разбирательство. Есть по крайней мере два разных юридических обоснований того, что существующий закон толкуется неправильно.

Один из них заключается в том, что настоящий Раздел 203(b)(5) нужно толковать как разрешающий въезд 10 000 инвесторам в год (и не считать в квоту членов семьи). Другой – в том, что Раздел 203(d), который применяется ко всем иммиграционным категориям, не включает зависимых членов семьи в общее количество выдаваемых виз.

Хоть и очевидно, что в поддержку обоих толкований есть сильные аргументы, тем не менее шансы на успех любого судебного разбирательства очень непредсказуемы, так как федеральные суды обычно придают большое значение административным толкованиям законодательных актов, которые существуют долго и прочно.