Только что вышла новое разъяснение Таможенно-Пограничной Службы США по осмотру электронных девайсов путешественников, пересекающих границу США, и в ней множество лазеек и смутных формулировок, которые по сути позволяют агентам нарушают конституционные права путешественников. И хотя новое положение содержит некоторые улучшения по сравнению с первой своей версией, которая вышла 9 лет назад, в целом документ никак не защищает приватную информацию рядовых путешественников и не признает, что проверка их электронных приборов является серьезным вторжением в частную жизнь.
Итак, рассмотрим подробнее положения новой политики на предмет их законности:
1. Документ требует наличия подозрений в отношении путешественников для проведения экспертно-криминалистического обыска, но при этом содержит множество пробелов.
Предыдущая политика разрешала агентам просматривать электронные дивайсы путешественников на границе без всяких оснований подозревать их в каких-либо проступках. Новые положения устанавливают два типа обысков – обычный (когда агенты просто берут ваш дивайс и начинают открывать файлы) и дополнительный (когда используются дополнительное оборудование или программное обеспечение, чтобы провести экспертно-криминалистический анализ содержимого). При этом обычные проверки могут проводиться без всяких оснований подозревать что-то неладное, а вот для дополнительной проверки агент должен иметь достаточное подозрение в противозаконной деятельности.
И тут как минимум несколько несоответствий. Во-первых, тут есть одна оговорка: если агент подозревает, что есть угроза национальной безопасности, ему не нужно никакое разумное основание. А ведь понятие «угроза национальной безопасности» можно трактовать сколько угодно широко. Положение говорит о лицах из списка террористов, но тут же упоминает «другие явные факты» как основание проведения дополнительной проверки.
Во-вторых, Конституция США требует получения специального ордера перед проверкой любого электронного прибора, принимая во внимание важные интересы по обеспечению тайны личной информации путешественников. Тут недостаточно одного лишь «должного основания подозревать что-то неладное, и заметьте, что над такими проверками нет никакого контроля, в том числе судебного. Хотя существует установленная практика что Конституционные права не распространяються на не-граждан США.
И наконец, сам факт проведения различия между обычной и дополнительной проверкой является очень двусмысленным: даже обычная проверка может вторгаться в частную жизнь не меньше, чем экспертно-криминалистическая. Ведь правительство получает по сути ту же информацию, несмотря на используемый метод: все имейлы, сообщения, фото, видео, заметки и календарные записи, историю просмотра веб-сайтов. А это очень личные и деликатные данные: финансовые, политические, медицинские, семейные и о личной жизни путешественников.
2. Новое положение требует от путешественников разблокировать электронные устройства – и это тоже незаконно.
То есть въезжающие в страну обязаны по требованию агентов пограничников сообщить им пароли от своих устройств. Это абсолютно неправильно: у каждого есть полное право отказаться. Однако такой отказ может привести к серьезным последствиям: конфискации устройства или даже запрета на въезд в страну для иностранных граждан.
3. Отныне пограничники будут иначе обращаться с информацией по коммуникации адвокатов и их клиентов.
Установлены более жесткие процедуры для раскрытия информации по коммуникации адвокатов и их клиентов, которая априори по закону является конфиденциальной. Вводится новый фильтр, который будет определять в особом порядке является ли каждый отдельный случай конфиденциальным.
В заключение отметим, что новая политика относится только к одному пограничному подразделению – CBP, или Таможенно-пограничной службе. В реальности же обыски на границе часто проводятся другими ведомствами – ICE или HIS. А эти службы не выпустили никакого подобного обновления.